Масару Ибука: После трех уже поздно

Закончила читать очередную книгу про детей еще пару месяцев назад. Сейчас небольшой отзыв будет. Это не единственная книга от японского автора, в моем арсенале есть еще одна не менее великолепная, но о ней позже:) Признаюсь честно мне не импонируют японцы как люди, мне не понятны их методы воспитания и мне страшно смотреть на их детей и на то окружение в котором эти дети растут, я конечно сейчас говорю про столичные семьи. Так вот мне было достаточно посмотреть несколько роликов японской телевизионной рекламы, чтобы испугаться не на шутку эту рассу и то, что ее ждет в будущем с выросшим на таких роликах поколением.

Однако, меня в то же время восхищает эта нация по своему. Они построили уникальное гос-во, они – источник передовых технологий, я вот на себе испытала «передовитость» японцев в таких простых вещах как уход за ребенком, например. Но об этом в отдельных статьях. Вернемся к книге Масару Ибука. Мне искренне поначалу книга показалсь совершенно дурацкой и не глубокой. Какой-то бизнесмен с больным ребенком вдруг взялся за его развитие и пишет в каждой строчке, что можно из любого ребенка сделать талантливого скрипача, выдающегося спортсмена и всемирно известного художника, гения одним словом! Каждый абзац (книга состоит из кусков информации – всяческих результатов исследований и т.д., особенно ее первая часть) рассказывает о каком-нибудь незаурядном случае, связанным с овладением ребенком тем или иным навыком/умением благодаря усердному труду и определенным методам обучения…Во всяком случае у меня именно такое впечатление создавалось. Но вскоре после прочтения некокольких (не скрою интересных) абзацов про все эти добытые трудом успехи, автор стал писать про абсолютно близкие и правильные вещи для каждого родителя. И книга стала мне снова и снова напоминать Соловейчика, Корчака, и других авторов книг по воспитанию. И тут я обрадовалась и поняла, что везде слава богу детей любят (или не любят, что ужасно) одинаково. Вернее учат во всяком случае любить одинаково. Будь то польский, будь то русский, буть то японец.

У Масару Ибука также как и других авторов мысль проста – не нужно воспитывать детей, нужно их любить, дружить с ними, понимать их и уважать. И все это нужно делать с самого рождения. Это, пожалуй, основной посыл книги. Посыл таков, что до трех лет нужно особенно чутко относится к ребенку и заниматься его развитием. Не после трех, как написано во всех учебниках и книжках….я поражаюсь порой. Немного отступлю. Покупаю вот, например, книги ребенку постоянно. Ему скоро два. Почти на всех книгах написано сзади в аннотации: «для чтения взрослым детям» или «после 3-х лет» и так далее. А книг, предназначенных «до трех» ничтожно мало и вообще это почти всегда чушь, а не книги. Их книгами назвать никак нельзя! Я веду к тому, что ребенку с рождения мне думается можно читать красивые и интересные книжки с художественными и атмосферными иллюстрациями, показывать иногда красивое кино (а не смешариков), включать музыкальные хиты 80-х и 90-х и танцевать с ним кружась в обнимку, строить замки из пены для ванны и рисовать много везде! и клеить и мастерить, а не попрятать все вокруг по ящикам только чтобы малыш не достал, не испортил, не разрисовал, не порвал:) Если все это делать именно с рождения, он и будет развит, воспитан и окультурен в полном смысле этого слова уже к трем своим маленьким годам.

Что мне очень понравилось у Масару Ибука, он дает четкие рекомендации что делать, а что не стоит. Так что каждая мама может вооружиться этими советами и, возможно, процесс воспитания для кого-то станет легче. Снова слово воспитание…никуда от него не деться, что поделать:)

И несколько цитат из книги:

Каждый ребёнок может учиться хорошо – всё зависит от метода обучения

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Сама недоразвитость человеческого детёныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Структуры мозга формируются к трём годам

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «всё можно»

Ребёнок запоминает только то, что ему интересно

Главное – окружение, а не гены

Комната, лишённая стимуляторов, – вредна для малыша

На ребёнка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

Оставлять ребёнка на попечение незнакомого человека – рискованное дело

Почаще берите ребёнка на руки

Не бойтесь брать ребёнка с собой в постель

Никогда не игнорируйте плач ребёнка

Игнорировать ребёнка хуже, чем баловать его

Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются

Новорождённый чувствует, когда родители в ссоре – у ребёнка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряжённое лицо

Глаза или нос передаются вашему ребёнку по наследству, а выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье

Нервозность родителей заразна

Отец должен чаще общаться со своим ребёнком

Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом

Присутствие бабушки и дедушки создаёт хороший стимул для развития ребёнка

Ссоры (между детьми) развивают у ребёнка навыки общения

Злоба и зависть у ребёнка – это выражение бессилия. Любое проявление характера у ребёнка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребёнка, только ругать или хвалить его, ребёнок будет неудовлетворён. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять её.

Не высмеивайте своего ребёнка в присутствии других. Многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесёт, если огласить его публично.

Ребёнка лучше похвалить, чем отругать

Интерес – лучшее побуждение

Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным

Интерес ребёнка нуждается в подкреплении

Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребёнка

Говорите ребёнку правду на половые темы

Распорядок дня развивает чувство времени

Заучивание стихов тренирует память

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

Ребёнок – великий имитатор

Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

Дайте своему ребёнку карандаши как можно раньше

Стандартная бумага для рисования – стандартный человек

Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка

Не стоит убирать подальше всё, что может быть опасно для ребёнка

Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребёнка

Игры по ролям развивают творческие задатки ребёнка

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта

Детям полезна ходьба

Для ребёнка работа и игра – это одно и то же

Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег

Неуверенность матери во вред ребёнку

Чтобы воспитать ребёнка, сначала воспитайте себя

Нет ничего важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание для ребёнка – это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей.

Комментарий WP

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Комментарий Вконтакте